+7 (495) 981-12-23
 

Хороший год. Журнал «Эксперт Сибирь», Спецвыпуск Лизинг.

09 апреля 2012
Общий прогноз на 2012 год нейтральный. Оценка роста рынка разнится от слабого негативного (минус 5–10%) до столь же слабого позитивного (плюс 5–10%).

Главный итог 2011 года на сибирском рынке лизинга — более чем двукратный рост объемов нового бизнеса. Здесь мы в тренде: в целом по России, по оценке «Эксперт РА», рост составил 79%. Аналитический центр «Эксперт-Урал» отмечает 60-процентный рост на территории Урала и Западной Сибири. Эксперты сходятся во мнении, что год был самым успешным для лизингового бизнеса в России. Общий объем рынка достиг 1,3 трлн рублей. А объем нового бизнеса участников нашего исследования приблизился к 20 млрд рублей. Отрадно, что рынок рос и в количественном, и в качественном отношении. С одной стороны, общее число заключенных договоров возросло на 98,9%. Но при этом сумма сделок увеличилась не за счет стоимости привлекаемых средств. «Минимальные ставки лизингового финансирования были зафиксированы в первом квартале 2011 года. Далее в течение года на рынке происходили незначительные колебания ценовых предложений, и уже к четвертому кварталу ставки резко пошли вверх, что связано с изменением конъюнктуры на финансовых рынках и повышением стоимости фондирования для лизинговых компаний.

По нашим данным, в течение года ставки лизингового фондирования выросли на 2–3 процента», — говорит генеральный директор «CARCADE Лизинг» Лариса Власова. Вторым фактором роста стал отложенный спрос на обновление транспорта и специальной техники на предприятиях. Именно эти сегменты занимают львиную долю лизингового рынка — до 70%. В 2011 году сохранился спрос на лизинг железнодорожной техники, но потребность практически полностью закрывалась государственными лизинговыми компаниями. Среди участников рейтинга безусловным лидером по этому сегменту стал «Сбербанк Лизинг». ВТБ и ВЭБ не раскрывают данные по своим региональным портфелям, ограничиваясь только общефедеральным рейтингом. Спрос в остальных сегментах восстанавливался медленнее.

Директор по продажам ЗАО «ЦЕНТР-КАПИТАЛ» Марк Горелик отмечает «увеличивающийся спрос на лизинг промышленного оборудования в Сибири». Постепенно, по его словам, повышается интерес к лизингу сельскохозяйственной техники со стороны аграрных предприятий из южных регионов округа.

Прорывы года

Безусловный прорыв 2011 года — компания «ЭКСПО-лизинг», открывшая в 2010–2011 годах четыре офиса в Иркутске, Красноярске, Новосибирске и Кемерове. По итогам прошлого года компания находится на восьмом месте с объемом нового бизнеса почти в миллиард рублей. Генеральный директор «ЭКСПО-лизинг» Константин Румянцев отмечает, что сибирские офисы по итогам года занимают 30-процентную долю в структуре нового бизнеса компании, их открытие позволило компании подняться в общероссийском ренкинге «Эксперт РА» почти на 20 пунктов (с 52 на 35-е по итогам девяти месяцев 2011 года).

Второй прорыв — «Сбербанк Лизинг». По итогам года компания, не входившая ранее даже в пятерку крупнейших, вырвалась на второе место и опередила многолетнего лидера — «Сименс Финанс» (ранее — «Дельта Лизинг») по объему лизингового портфеля. «Наибольшие темпы роста — в сегменте грузового транспорта, энергетического оборудования и техники для добычи полезных ископаемых, сельскохозяйственных работ. Успешно сейчас реализуются стандартизированные продукты по лизингу грузового и легкового транспорта. Востребованы специализированные предложения в рамках партнерских программ с крупнейшими поставщиками грузового транспорта и спецтехники», — отмечает основные точки роста директор Сибирского регионального филиала «Сбербанк Лизинг» Вадим Лузанов. Стремительный рост этих двух игроков демонстрирует две важные характеристики лизингового рынка Сибири. Первая, как отмечали в прошлом году наши эксперты, — рынок еще далек от насыщения, а потому не скоро наступит время консолидации, слияний и поглощений. Крупная компания, обладающая достаточными финансовыми ресурсами и технологиями, может выйти на рынок и играть на равных с его крупнейшими игроками. И такие компании будут продолжать появляться: в этом году в Новосибирске открылся офис Уральского банка реконструкции и развития, который будет заниматься и лизинговыми продуктами на территории макрорегиона.

Вторая особенность рынка имеет место не только в Сибири — растущее влияние государственных компаний. Благодаря доступному фондированию, широкой клиентской базе и очень конкурентным условиям последние начинают играть на поле частных игроков. При этом роль государственных лизинговых компаний более не ограничивается крупными инфраструктурными проектами. Так, около 15% объема нового бизнеса в «Сбербанк Лизинг» принесли представители малого бизнеса.

Структура нового бизнеса

Региональная структура лизингового рынка практически не изменилась. Ключевыми его регионами остаются Красноярский край, Новосибирская, Кемеровская и Иркутская области. Вместе они формируют более 70% спроса на лизинговые продукты. Причем в 2011-м отложенный спрос кузбасских предприятий на новую технику и оборудование вывел регион на второе место по объему нового бизнеса. Впрочем, в кризис именно компании Кемеровской области составляли львиную долю проблемных портфелей лизингодателей. С тех пор те стали осторожнее; можно предположить, что далеко не все заявки на получение средств проходят через проверку служб безопасности лизинговых компаний. Остальные регионы, возможно, не располагают столь же высоким спросом на лизинговые средства, но специализированные компании находят своих клиентов и там. Например, компании Europlan, специализирующейся в сегменте транспорта и специальной техники, на протяжении нескольких лет основные объемы нового бизнеса приносят три республики — Алтай, Бурятия и Хакасия. Основными клиентами лизинговых компаний по-прежнему остаются представители малого бизнеса. При этом в прошлом году наметилась тенденция на укрупнение клиентов. С одной стороны, тут не обошлось без влияния новых крупных игроков, о которых мы уже говорили. С другой — клиенты лизинговых компаний растут, а лояльность к лизингу как к инструменту сохраняется. Как отмечают эксперты, в отличие от кредита, лизинг требует постоянного документооборота и общения с клиентом. А потому неслучайно, что по завершении одного договора клиент вновь обращается в ту же компанию просто ради сохранения чувства комфорта. Основной спрос, по свидетельству всех участников рынка, приходится на экспресс-продукты и продукты с минимальным удорожанием. Например, в компании «CARCADE Лизинг» по итогам 2011 года 30% общего объема продаж пришлись на лизинг с нулевым удорожанием.

Прогнозы

Общий прогноз на 2012 год нейтральный. Оценка роста рынка разнится от слабого негативного (минус 5–10%) до столь же слабого позитивного (плюс 5–10%). «Отложенный из-за кризиса 2008 года спрос российских предприятий на лизинг в целом уже был реализован в предыдущие годы. При этом уровень конкуренции на рынке продолжает расти, во многом по причине экспансии лизинговых компаний с государственным участием в сегменты, ранее традиционные для частных лизинговых компаний, как, например, средний корпоративный бизнес. Для сохранения текущих объемов бизнеса участникам рынка предстоит поиск новых ниш. Необходимо пропагандировать преимущества лизинга среди предприятий и отраслей, где он еще недостаточно развит, например, альтернативная электроэнергетика и энергосберегающие технологии, пищевая промышленность, малотоннажная химия, производство электронных компонентов», — говорит Марк Горелик. Стоимость фондирования, а значит, и стоимость лизинга также будут расти. По разным оценкам речь идет о корректировке цен на 1–3%. В этих условиях преимущество получат компании с источниками дешевого фондирования — крупные гиганты с государственным участием или работающие в связке с крупными финансовыми и производственными концернами. «В 2012 году мы не ожидаем снижения объемов рублевого финансирования, что связано с общей макроэкономической ситуацией. Тем не менее даже на фоне общего роста стоимости заемных ресурсов мы не планируем повышения ставок», — говорит заместитель генерального директора по Западно-Сибирскому региону компании «Сименс Финанс» Елена Дергач. Самым важным трендом 2012 года должен стать растущий спрос на оборудование. Лизинговые компании все активнее вовлекают в свою орбиту клиентов из среднего бизнеса. Значит, вырастет и сумма договоров, а предметы лизинга станут более разнообразными. Рост в других отраслях во многом будет зависеть от государства. «Одним из наиболее значимых факторов является возврат интереса к государственному подряду и упрощение процедур субсидирования. В 2011 году мы провели ряд сделок с агропромышленными компаниями с применением субсидий, в 2012-м планируем усиливать это направление», — приводит пример руководитель Сибирского дивизиона ГК «Интерлизинг» Михаил Цыкунов.

За счет чего региональные компании могут попасть в число лидеров лизингового рынка и соперничать с крупными федеральными компаниями?

Роман Ворошилов Директор ООО «Лизинговая компания «Дельта» Роман Ворошилов — Именно в силу того что наша компания является региональной, мы в курсе всех происходящих на территории Сибири экономических процессов, а значит, способны действовать максимально в интересах наших клиентов, обеспечить для них сервис, комфорт и доступность. ООО «Лизинговая компания «Дельта» первая за Уралом аккредитована в государственном МСП Банке (дочерний банк ВЭБ) и является уполномоченной компанией по предоставлению финансирования субъектам малого и среднего бизнеса на максимально комфортных условиях. Мы уделяем особое внимание организации субсидирования лизинговой деятельности для своих и сторонних клиентов: ведется мониторинг действующих программ по субсидированию государством договоров лизинга на территории субъектов СФО, наши клиенты всегда осведомлены об условиях программ, мы консультируем и помогаем подготовить пакет документов. За 2011 год несколько десятков наших клиентов получили субсидии на сумму более 60 миллионов рублей, и эта цифра растет каждый год.

Методика рейтинга

Рейтинг составляется на основе анкетирования лизинговых компаний, работающих на территории Сибири. Отсутствие компании в рейтинге означает, что она не предоставила информацию о своей деятельности. В большинстве случаев это вызвано двумя причинами: или компания позиционирует себя как крупнейший федеральный игрок и не раскрывает свои данные по регионам, или результаты работы компании в рассматриваемом периоде были не слишком позитивны. Мы со своей стороны всегда приветствуем открытость компаний и готовность раскрывать показатели своей деятельности, что дает нам возможность создавать объективную картину рынка.

Автор Станислав Мельников, журнал «Эксперт Сибирь» №14 (327) /09 апр 2012, Спецвыпуск / Лизинг. Полная версия материла размещена на сайте издания.