+7 (495) 981-12-23
 

Сдержанный оптимизм. Газета РБК Daily, апрель 2012

09 апреля 2012
Елена Адамова, заместитель генерального директора - финансовый директор компании «ЦЕНТР-КАПИТАЛ»: Наш прогноз относительно развития рынка лизинга грузового автотранспорта и дорожно-строительной спецтехники скорее оптимистический.

Прогнозы экспертов рынка и ожидания бизнеса от 2012 года

Елена Адамова, заместитель генерального директора - финансовый директор компании «ЦЕНТР-КАПИТАЛ»:

- Наш прогноз относительно развития рынка лизинга грузового автотранспорта и дорожно-строительной спецтехники скорее оптимистический. Спад в этой отрасли может произойти разве что в случае очередного витка мирового финансового кризиса, вероятность наступления которого все еще существует. Наиболее вероятным сценарием развития рынка в 2012 году будет умеренный рост объемов нового бизнеса в условиях усиления конкуренции, как среди лизинговых компаний, так и среди поставщиков предметов лизинга. В 2010-2011 годах в основном был реализован отложенный из-за кризиса 2008 года спрос российских предприятий на лизинг в целях модернизации основных средств, поэтому рост рынка, скорее всего, уже не будет таким значительным и составит примерно 30%. В 2012 году мы ожидаем дальнейшее увеличение объемов сделок с китайскими производителями: в настоящий момент они постепенно решают вопросы качества и доступности сервисного обслуживания, появляется довольно много положительных отзывов конечных потребителей. Поэтому мы прогнозируем увеличение количества специальных продуктов, разработанных совместно крупными лизинговыми компаниями и поставщиками и направленных на продвижение продаж лизинга китай¬ского грузового автотранспорта и дорожно-строительной техники.
И конечно, в 2012 году мы ждем внесения в российское законодательство изменений, направленных на защиту интересов лизингодателя в ситуациях досрочного расторжения договоров лизинга при неисполнении лизингополучателем своих обязательств. К сожалению, решения судебных органов в подобных ситуациях часто принимаются в пользу недобросовестных лизингополучателей, что выражается в требованиях возврата лизингодателем части полученных лизинговых платежей по расторгаемым договорам. Решение этого вопроса станет ключевым стимулом для дальнейшего развития российского рынка лизинга.
 

-Елена Печникова, директор по маркетингу, продажам и коммуникациям Itella в России:

- Подводя итоги 2011 года, мы с радостью отмечаем, что клиенты вновь обращают внимание на российские регионы, и эта тенденция сохраняется в 2012 году. Наблюдается рост интереса к входу на российскую территорию через порты Владивостока. Стало востребованным строительство новых складов во всех крупных городах на маршруте Транссиба. Наметилось открытие новых сетевых магазинов и распределительных центров на Урале и в Сибири, и в 2012 году мы ждем роста перевозок-отправок по этим направлениям из Центральной России (Москвы). В связи с этим перед логистическими компаниями стоит задача по разработке новых комбинированных маршрутов. Помимо восстановления регионов позитивным для рынка сигналом является стремительное развитие сетей, продающих одежду и товары народного потребления. Конечно, для нас как для финского логистического оператора двумя важными событиями 2012 года являются выборы президентов России и Финляндии. Мы надеемся, что это будет связано с принятием новых законов, позволяющих более динамично развивать сотрудничество между нашими странами. Наконец, вступление России в ВТО ставит перед международными логистическими операторами, подобными Itella, новые задачи, связанные с увеличением товарооборота и ростом грузопотока из других стран.

Михаил Малахов, управляющий партнер компании «ЛогЛаб»:

- В экономике накоплен огромный отложенный спрос - потребительский и инвестиционный. Образно выражаясь, сжатая пружина требует высвобождения энергии. В 2012 году темпы роста рынка логистических услуг в России сохранятся, по нашей оценке, его объем достигнет уровня 53-55 млрд долл. Мы видим несколько мощных макроэкономических трендов. Во-первых, рост объема прямых иностранных инвестиций, в том числе в такие отрасли, как автомобилестроение, производство автокомпонентов, выпуск стройматериалов, пищевая промышленность. Запуск новых объектов предполагает частичное импортозамещение, при этом растет доля ввозимого оборудования, узлов для сборки, запчастей и пр. Во-вторых, приватизация транспортной отрасли и развитие качественной логистики. На 2012-2013 годы придется новая волна роста в сегменте логистических узлов за пределами московского региона и ЦФО. Отдельный тренд - развитие Дальневосточного региона за счет инвестиций в инфраструктуру, массового строительства, возможной либерализации туризма и перелетов.
Большое количество новых проектов запускается в портовой индустрии, причем как по направлению насыпных и наливных грузов, так и в контейнерных перевозках. Уже сегодня налицо два противоположных процесса - продолжающаяся консолидация заказчиков в традиционных отраслях при одновременном формировании нового класса потребителей из числа малых и средних фирм, в том числе за счет постепенного вывода логистических операций на аутсорсинг. Вероятно, в связи со вступлением в ВТО этот процесс усилится. Структура потребителей становится более разнообразной, а потребности клиентов более индивидуальными, отсюда спрос на консалтинговые услуги, организацию работы складов, качественную логистику «от кутюр». В 2012 году мы также ожидаем активизации слияний и поглощений, укрупнения игроков в автомобильных перевозках, слияния операторов железнодорожного транспорта, формирования новых групп в складской деятельности, консолидации в сегменте интермодальных перевозок.

Анна Клинскова, директор по продажам DHL Express в России:

- Сегодня перед Россией открываются широкие возможности интеграции в международную торговлю. Проведенное DHL в 2011 году исследование «Индекс глобальной интеграции» показало, что по географическому охвату международных торговых потоков РФ занимает 51-е место в мире. В то же время по глубине, то есть по интенсивности трансграничных потоков, Россия пока занимает лишь 80-ю позицию, находясь в числе стран с наиболее низким рейтингом. Так что потенциал для роста международной торговли достаточно велик, и мы оптимистично оцениваем перспективы роста рынка экспресс-доставки именно в связи с развитием международных связей. Вступление России в ВТО, безусловно, отразится на интенсивности импортных потоков. Мы ожидаем рост не только по международным направлениям, но и внутри России, связывая его с дальнейшим развитием каналов дистрибуции по стране.
Пока невозможно давать конкретные прогнозы относительно увеличения спроса на услуги экспресс-операторов, но мы можем судить о нем на примере Таможенного союза: сейчас рост рынка экспресс-доставки в странах Таможенного союза в 2,5-3 раза превышает рост рынка по другим международным направлениям.

Евгений Привалов, начальник управления международных перевозок DPD в России:

- Первого июля исполнится год с того момента, когда был отменен таможенный контроль на границе с Казахстаном и начал полноценно функционировать Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. Очевиден тот факт, что идея его создания была удачной и способствовала увеличению товарооборота между странами-участницами: по данным экспертов, объем взаимной торговли в рамках ТС в 2011 году увеличился примерно на 40%. В настоящее время идет отладка многочисленных механизмов, регулирующих работу Таможенного союза и Единого экономического пространства. Так, с 15 февраля 2012 года на территории трех стран-участниц начал действовать первый единый технический регламент ТС «О безопасности пиротехнических изделий». На очереди еще 37 одобренных регламентов, которые охватят свыше 70% продукции потребительского рынка. Товары, прошедшие процедуру оценки (подтверждения) соответствия техническому регламенту Таможенного союза, будут маркироваться специальным опознавательным знаком и могут свободно обращаться на едином рынке.
Кроме того, на данный момент идет доработка Таможенного кодекса ТС в целях уменьшения в нем количества отсылочных норм к национальным законодательствам стран-участниц. В связи с этим готовится к принятию около 500 поправок в единый кодекс. Также с начала 2012 года введен региональный принцип исчерпания прав на товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности. Однако стоит отметить и существующую в настоящее время проблему, препятствующую выстраиванию эффективных логистических решений, - принцип резидентства. Согласно данному принципу товары, следующие в адрес российских юридических лиц, должны проходить обязательное таможенное оформление на территории РФ, что не позволяет подавать декларацию на товары любому таможенному органу на территории союза. Очевидно, еще необходимо время для гармонизации работы ТС.

Алексей Гром, управляющий директор компании «Трансгарант»:

- Ключевым условием развития такого важного сегмента транспортно-логистической отрасли, как железнодорожные перевозки, должна стать культура работы с инфраструктурой, ее существующими пропускными возможностями. Культура - в глобальном смысле согласованного, сообразного использования инфраструктуры всеми участниками рынка перевозок - операторами, РЖД, государственными и контролирующими органами, грузоотправителями. Каждый участник должен отдавать себе отчет в том, что только взаимное согласование долгосрочных и среднесрочных планов по развитию транспортной инфраструктуры как общего, так и необщего пользования приведет к успешному разрешению сегодняшней непростой ситуации с «узкими местами», пробками и заторами по сети железных дорог. Для стимулирования добросовестных участников, активно содействующих развитию пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, необходимо создать ряд преференций, в первую очередь технологических. Это могут быть выделенные квоты на гарантированную пропускную способность в «узких местах», содействие повышению уровня маршрутизации, выделение дополнительных возможностей для пропуска ускоренных поездов, сокращение срока рассмотрения заявок на транспортировку груза. Необходима также скорейшая разработка и утверждение справедливого и понятного механизма ГЧП для привлечения частных инвестиций в транспортную инфраструктуру общего пользования.

Алексей Шарапанюк, директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса «Рено Тракс Восток»:

- Прогнозы развития рынка весьма положительные, и в 2012 году мы ожидаем рост продаж в сегменте тягачей и строительной техники. Не следует думать, что рынок еще раз удвоится за год, но ожидания всех компаний сдержанно-оптимистичны. Главный вызов, с которым столкнутся производители коммерческого транспорта в связи с присоединением России к ВТО, - резкое снижение ввозных таможенных пошлин. Например, пошлина на большинство новых грузовиков с полной массой более 20 т снизится с 25 до 10%. Это означает возможное увеличение заказов грузовиков с европейских заводов. Кроме того, предполагается, что значительно вырастет импорт самосвалов и другой строительной техники из Китая и других азиатских стран. Особенно до тех пор, пока в Россию по ранее выданным одобрениям типа разрешен ввоз грузовиков экологического класса Евро 3. Особую опасность для традиционных российских брендов представляет рост импорта подержанной техники, на которую также снижаются таможенные пошлины. Но все эти проблемы не слишком критичны. Главное, чтобы был рынок, был спрос. Автопроизводители приспосабливаются и будут приспосабливаться к новым реалиям рынка. Переходы из сегмента в сегмент, стратегическое партнерство, слияния, поглощения... Полагаю, будущее автомобильного коммерческого транспорта в России обещает быть интересным.

Альфредо Дэррико, генеральный директор «Ивеко Руссия»:

- Мы c оптимизмом смотрим в будущее, несмотря на апокалиптические предсказания по поводу будущего еврозоны и начала застоя в экономике. Транспортно-логистическая отрасль в настоящее время наращивает активы: идет строительство складских мощностей, обновляется и расширяется транспортно-подвижной состав. Все это создает базу для эффективных и экономически выгодных логистических решений. Стабильность экономики привлекает ведущих западных логистических провайдеров, и у тех крупных игроков, которые уже работают на российском рынке, объемы операций стремительно растут. Аналогичного роста мы ждем и на рынке коммерческого транспорта. Вступление в ВТО положительно скажется на деятельности транспортных компаний и дилеров. Качество услуг будет улучшаться, так как на наш рынок выйдут заграничные контрагенты, которые, скорее всего, будут демпинговать, в результате чего конкуренция с отечественными предпринимателями значительно усилится. Правда, в основном продавая импортированную продукцию, мы ожидаем возможного пересмотра таможенных пошлин, который может произойти в середине 2012 года. Их возвращение на прежний, докризисный уровень или хотя бы приближение к нему вызовет существенное снижение себестоимости машин и увеличение оборотов продаж. Если пошлины вырастут, то, скорее всего, темпы роста продаж просто будут чуть меньше, чем планировалось. Что касается логистики, то здесь мы выиграем за счет увеличения товарооборота между отечественными контрагентами и иностранными компаниями. Вообще перспектива довольно радужная, ведь после вступления в ВТО рынок очистится от «серых» фирм с ненадежной репутацией.

Сергей Галкин, руководитель TATRA, a.s. по развитию бизнеса в СНГ:

- В 2012 году компании, организовавшие ранее производства в России, продолжат получать дополнительные прибыли. Рынок грузовиков общей массой свыше 15 т должен остаться стабильным с незначительным ростом. Главной причиной этого станет потребность рынка в замене стареющего парка. В 2007-2008 годах происходил всплеск продаж, которые затем, во время кризиса, резко сократились. Поскольку цикл эксплуатации грузовиков составляет 4-5 лет, можно предположить, что в 2012-2013 годах потребители будут рассматривать возможность обновления парка. Кроме того, интересы портфельных управляющих в мире вновь повернулись лицом к фондам развивающихся стран. Так, в Россию за январь пришло около 1 млрд долл. Если тенденция сохранится, проблем с дешевым финансированием в России в этом году не предвидится, а при сочетании наличия спроса и дешевых денег рынок интересующих нас отраслей неизбежно будет расти. Помимо прочего должен увеличиться рынок самосвалов свыше 15 т общей массой. Этому могут способствовать подготовка к проведению в России ЧМ по футболу 2018 года, стабильные цены на нефть и федеральная программа по строительству дорог - основополагающие факторы для поддержания роста строительной и транспортной отраслей в России. От 2012 года мы ждем определенности с таможенными ставками и понимания правил игры на российском рынке на ближайшие 5-7 лет. Время популистских заявлений прошло, и летом новый президент будет принимать взвешенные решения по будущему развитию грузового транспорта в России.