+7 (495) 981-12-23
 

Выгодный лизинг, или несколько слов об удорожании. Журнал "Спецтехника и грузовые автомобили".

14 июня 2012
Ни для кого не является секретом, что основным преимуществом лизинга перед кредитом является возможность использования налоговых льгот, а именно возможность использования ускоренной амортизации в налоговом учете, что дает экономию на налоге на прибыль на срок лизинга, и в бухгалтерском учете (экономия на налоге на имущество).

Производственная компания, работающая в реальном секторе экономики и составляющая программу обновления основных фондов, часто для этих целей задействует целый ряд финансовых инструментов. Она может использовать собственные средства, кредитные ресурсы и займы, не менее популярными являются также лизинговые схемы. При обращении к лизингу одним из важнейших критериев при принятии решения является величина удорожания цены приобретения лизингового имущества по сравнению с его первоначальной стоимостью.
Транспортная, строительная или производственная компания с определенной периодичностью занимается обновлением своего парка машин, спецтехники или оборудования. Вопрос технического оснащения сегодня актуален для всех предприятий реального сектора экономики. Они вынуждены в условиях острой конкуренции обновлять свои парки, при этом они активно используют лизинг. Любой потенциальный лизингополучатель заинтересован в том, чтобы услуга лизинга обошлась ему как можно дешевле. Сегодня мы предлагаем разобраться в процессе образования удорожания по сравнению с первоначальной ценой объекта лизинга. 

Что такое удорожание?

Вместо процентной ставки за пользование кредитными деньгами в реальном лизинге используется понятие «удорожание объекта лизинга». Удорожание вычисляется в процентах от первоначальной стоимости предмета лизинга, если бы он приобретался сразу, за счет средств покупателя. В разных лизинговых программах можно встретить термин «удорожание объекта лизинга в год или за весь период лизинга». Возникновение такой формы выражения стоимости пользования лизингом иногда связывают с удобством учета.

Сами участники лизингового рынка несколько по-разному трактуют понятие «удорожание лизинга» и его значимость при выборе той или иной схемы финансирования. Михаил Талапов, заместитель директора филиала ГК «Балтийский Лизинг», определяет удорожание так: «Под удорожанием применительно к лизингу понимают фактическую переплату относительно первоначальной стоимости предмета лизинга. Поскольку от удорожания зависят расходы, которые понесет лизингополучатель, то этот параметр нужно считать одним из важнейших».

Марк Горелик из ЗАО «ЦЕНТР-КАПИТАЛ» определяет удорожание в лизинге так: «разность между суммой всех платежей лизингополучателя по лизинговому договору и стоимостью предмета лизинга по договору купли-продажи. Как правило, в лизинге оперируют показателем среднегодового удорожания, который рассчитывается как процентная ставка после приведения суммы удорожания к сроку договора лизинга в годах».

С ним согласен Петр Геласимов, директор филиала ЗАО «Европлан», который определяет удорожание так: «Это переплата по договору лизинга относительно изначальной стоимости предмета лизинга, выраженная в процентах. Годовое удорожание – это удорожание за весь срок лизинга, разделенное на срок лизинга (в годах)». Анастасия Дорофеева, директор лизингового брокера ООО «Эксперт по лизингу», отмечает: «Нужно понимать, что удорожание и процентная ставка – это разные понятия, и одно не равно другому. Удорожание показывает, на сколько больше заплатит покупатель при приобретении техники в лизинг по сравнению с приобретением объекта лизинга за собственные деньги. Удорожание указывается в процентах. Например, удорожание в 10% означает, что при приобретении техники в лизинг вы заплатите на 10% больше, чем используя только собственные деньги на покупку этой техники. При этом внимательно смотрите: указано это удорожание за год или за весь период лизинга». При выборе лизинговой компании размер удорожания важен лишь как один из факторов, т.к. он, в свою очередь, зависит от множества параметров и может изменяться в широких пределах. Нужно понимать, что делать свой выбор той или иной финансовой схемы или делать выбор лизинговой компании только на основании величины удорожания — нельзя, т.е. нужно еще учитывать, какие были заданы условия для расчета, в результате чего было получено такое удорожание.

Петр Геласимов из ЗАО «Европлан» отмечает: «При выборе лизинговой компании клиенты, конечно, обращают большое внимание на удорожание. Поскольку услуга лизинга изначально направлена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то считать деньги они умеют и знают, что такое выгода.При этом данные клиенты также умеют ценить своё время и стоимость своих усилий, поэтому для наших клиентов очень важны сроки и простота оформления сделки». Размер удорожания является основным, но не единственным по важности параметром: «При рассмотрении потребителем предложений лизинговых компаний часто решающую роль играют такие факторы неценовой конкуренции, как оперативность оформления лизингового продукта, а также наличие понятных для клиента требований лизингодателя по набору документов, предоставляемых для рассмотрения заявки на лизинг», - отмечает Марк Горелик из «ЦЕНТР-КАПИТАЛ». Поэтому для того, чтобы выбрать подходящую лизинговую компанию, нужно проделать достаточно большую работу, а также очень хорошо разобраться в особенностях расчетов лизинговых платежей для того, чтобы выбрать действительно выгодное предложение. «Поэтому сейчас многие клиенты обращаются к специалистам-брокерам за помощью в выборе лизинговой компании», - утверждает Анастасия Дорофеева из ООО «Эксперт по лизингу».

От чего зависит удорожание?

Удорожание предмета лизинга (ПЛ) зависит от нескольких параметров. Участники нашего виртуального «круглого стола» уверенно называют следующие факторы и величины: ставки, размера аванса, срок и график погашения лизинговых платежей, выкупную стоимость. Если говорить об удорожании предмета лизинга за год, то удорожание зависит от следующих факторов. Первый - величина аванса: чем размер аванса меньше, тем выше удорожание. Оно зависит от аванса клиента, т.к. по сути – начисление процентов происходит на сумму, которую инвестирует лизинговая компании при приобретении ею предмета лизинга, а удорожание оценивает сумму переплаты относительно всей стоимости предмета лизинга.

«Соответственно, чем выше аванс, тем меньше сумма инвестиций со стороны лизинговой компании и тем меньше переплата, - замечает Петр Геласимов из «Европлана». Второй фактор - график платежей: может быть график с равномерными лизинговыми платежами, возрастающими и убывающими, существуют также и другие виды графиков. Например, при возрастающем графике удорожание будет больше, чем при убывающем графике лизинговых платежей (при прочих равных условиях).

Третий фактор: от того, на чьем балансе учитывается предмет лизинга — лизинговой компании или лизингополучателя. «Хочу дать совет клиентам лизинговых компаний: необходимо обращать внимание на то, включена ли в состав лизинговых платежей выкупная стоимость за переход права собственности. В графиках «Балтийского Лизинга» такая стоимость всегда включена, и клиентам не приходится нести дополнительные расходы», - предупреждает Михаил Талапов. Четвертый фактор — процентная ставка, под которую финансирует лизинговая компания. Она зависит от процентной ставки, по которой банк кредитует лизинговую компанию. Стоимость привлечения средств крупными лизинговыми компаниями, как правило, ниже. Страховка: страховка может быть включена в график или нет. Естественно, если страховка включена — то удорожание выше. Размер удорожания может зависеть и от совместных программ лизинговой компании и компании-поставщика техники, потому что наличие специальных совместных программ ведет к снижению общей величины удорожания для лизингополучателя.

«Предоставление поставщиками скидок на отдельные виды предметов лизинга дает возможность лизинговым компаниям декларировать в маркетинговых целях минимальное или вообще нулевое удорожание. Это происходит, если в расчет удорожания закладывается стандартная стоимость имущества, без учета получаемой ими скидки», - утверждает Марк Горелик.

Кредит или лизинг?

Ни для кого не является секретом, что основным преимуществом лизинга перед кредитом является возможность использования налоговых льгот, а именно возможность использования ускоренной амортизации в налоговом учете, что дает экономию на налоге на прибыль на срок лизинга, и в бухгалтерском учете (экономия на налоге на имущество). Кроме того, при приобретении техники в лизинг не возникает проблем с поиском и оформлением залога, так как приобретаемая техника и является своего рода залоговым обеспечением сделки. Но если анализировать лизинговые контракты, то может показаться, что клиент платит за услугу слишком дорого. «Нужно сравнивать не удорожание лизинга и банковскую ставку, а финансовую эффективность этих двух продуктов. Лизинг всегда дает неоспоримое налоговое преимущество по сравнению с кредитованием. И при прочих равных условиях, принимая во внимание налоговые льготы, которые дает лизинг, получается, что лизинг выгоднее кредита, - утверждает А. Дорофеева. - Также при сравнении лизинга и кредитования нужно учитывать следующее преимущество лизинга: при кредитовании - необходим залог, а при лизинге в качестве залога выступает сам предмет лизинга. Это так же увеличивает преимущества лизинга перед кредитованием».

Петр Геласимов поясняет по данному вопросу следующее: финансовая выгода по кредиту измеряется только процентной ставкой, а по лизингу есть не только параметр удорожания, но и выгода за счёт оптимизации налоговых платежей – экономия по налогу на прибыль, зачёт НДС со всей суммы договора лизинга, снижение платежей по налогу на имущество за счёт ускоренной амортизации. В итоге лизинг в подавляющем большинстве случаев становится финансово более выгодным для клиента. И это еще без учета специальных программ, по которым удорожание по лизингу изначально значительно ниже банковских процентов.

Марк Горелик отмечает, что поставщики тех или иных марок техники и автомобилей часто предоставляют лизинговым компаниям скидки, вследствие чего лизинг во многих случаях становится более выгодным, чем кредит. Тренды и тенденции Как правило, клиенты сравнивают варианты лизинга и кредита. Лизинговая схема строится на основании коммерческого предложения лизингодателя. Кредитная схема строится на основании ставки по кредиту. «Также хочу отметить, что многие другие параметры сделок играют существенную роль в принятии решения клиентами: авансы, сроки лизинга, пакет документов, необходимых для предоставления, сроки оформления сделки, возможность рассматривать управленческую отчётность лизингополучателя и, конечно, качество обслуживания со стороны сотрудников лизинговой компании, - утверждает Петр Геласимов из ЗАО «Европлан». - В целом по рынку процент удорожания довольно стабилен на протяжении уже почти 1,5 лет. Изменения если и происходят, то незначительные и не меняющие общую тенденцию. При этом надо отметить, что в целом диапазон удорожания достаточно велик. Как я уже говорил, удорожание может составлять и 0%, в среднем удорожание находится на уровне от 7 до 11%».

Эту же тенденцию подтверждает Анастасия Дорофеева: явно выраженной тенденции к росту или снижению стоимости лизинга нет, некоторые лизинговые компании немного подняли осенью и зимой свои ставки, другие снижают стоимость своего финансирования, а у кого-то ставки остаюся неизменными. И цена денег в разных лизинговых компаниях, конечно, различна. Она зависит от того, где занимают деньги сами лизинговые компании, есть ли у них доступ к дешевым кредитным ресурсам, а также на финансирование какого бизнеса ориентирована та или иная лизинговая компания, и как она подходит к формированию своего портфеля. Михаил Талапов подтверждает, что, несмотря на рост процентных ставок по кредитам юридическим лицам, условия лизинговых компаний за то время практически не изменились, при этом на рынке есть довольно большой разброс по конкурентным предложениям.

Автор Антон Герамов, журнал "Спецтехника и грузовые автомобили" г. Новосибирск. 14.06.2012 г.